Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

Руководитель отдела разработки реставрационных решений группы компаний «ГОРКА» Александр Савин рассказал о завершении реставрации павильона № 1 «Центральный» на ВДНХ

Александр Юрьевич, сколько по времени заняла подготовка проекта и реставрация павильона №1 «Центральный» на ВДНХ?

Заниматься обследованиями и разработкой проекта реставрации-приспособления павильона под выставочную деятельность мы начали в феврале 2017 года. Работа велась одновременно на фасадах и в интерьерах. Руководство ВДНХ поставило нам задачу открыть обновлённые фасады к юбилею выставки в 2018 году. Мы с этим пожеланием справились. Подготовка проекта и реставрация фасадов заняли у нас два с половиной года. Научное руководство проекта реставрации осуществляла архитектор высшей категории, почётный реставратор города Москвы, Лазарева Лариса Валериановна.

В каком состоянии были фасады здания до реставрации?

Фасады павильона «Центральный» находились в неудовлетворительном состоянии. Все поверхности были закрашены. Стоит отметить, что свою позолоту и блеск «Центральный» павильон утратил достаточно давно. Позолоченные медальоны, капители и звёзды были покрыты тёмно-коричневой краской, а терразитовая штукатурка – бежевой. Декоративные элементы, украшенные смальтой, находились в плохом состоянии, поскольку со времён возведения павильона не реставрировались. Местами смальта осыпалась. В трещинах картушей пророс мох. Четыре скульптурные композиции, авторства Георгия Мотовилова, изображающие рабочего и колхозницу, были покрыты слоем многолетних техногенных загрязнений, патины, имели сквозные отверстия и сильно коррозированное основание.

В рамках обследования наша компания провела лазерное сканирование всего павильона, комплексное инженерное обследование, фотограмметрию скульптур и других декоративных элементов. В результате была создана BIM-модель павильона. Картуши, скульптуры и шпиль были выделены в подробные отдельные обследования с объёмными томами. Также мы исследовали геодезические параметры павильона. Изучали в лаборатории красочное покрытие, штукатурные составы и строительные материалы, которыми выполнено декоративное убранство фасадов и интерьеров павильона. На проведение подробных исследований у нас ушло полгода.

Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

Как происходила реставрация тридцатиметрового шпиля со звездой?

В связи со слабостью конструкций для реставрации шпиля был разработан отдельный проект. Придумана уникальная система крепления лесов, опирающаяся на две металлические балки, которые были продеты насквозь в основание шпиля. На гигантской звезде разместили целых три яруса лесов. Полностью была отреставрирована обшивка шпиля, коррозированные и деформированные элементы были заменены. Несколько месяцев шпиль золотили, на это ушло около килограмма сусального золота. Последний раз шпиль перезолачивали в 70-х годах. В современных условиях агрессивной городской среды сусальное золото на открытом воздухе прослужит четверть века.

Были восстановлены элементы бетонного основания, богато украшенные смальтой. Историческая смальта была сделана с применением листовой латуни. Она менее надежна, поскольку в торцы смальтовой мозаики проникает влага и окисляет латунь. Со временем смальта начинает темнеть. По всем фасадам реставраторы заменили 90% смальты. Исторические 10% мы оставили в тех местах, где мозаика меньше подвергалась воздействию осадков. При изготовлении новой смальтовой мозаики наши реставраторы использовали сусальное золото. Оно никогда не окисляется, теперь смальта будет сиять долго.

Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

Расскажите о работе над реставрацией медальонов. Известно, что вам пришлось проводить расследование и выявить недостающий медальон Карело-Финской республики.

Рельефы на двух крайних левых бетонных медальонах с гербами республик на юго-восточном и северо-западном фасадах павильона были сбиты еще в начале 60-х годов. Когда мы очистили их от шпаклёвки и покраски там проступили контуры сбитого рельефа герба Карело-Финской Республики. Реставраторы вылепили модель в пластилине, она была рассмотрена и принята комиссией, затем отлита из фибробитона и установлена на прежнем месте. Остальные гербы были частично докомпанованы и отреставрированы. Затем все медальоны покрыли специальной золотой краской. Изначально эти медальоны также были покрыты поталью, однако сияли они буквально пару лет, быстро окислились и потемнели.

Терразитовая штукатурка была вновь расчищена, укреплена и покрыта консервирующим слоем. Реставраторы законсервировали исторические участки терразитовой штукатурки под новым слоем со стороны фасада, выходящего к фонтану «Дружбы народов». Состав новой терразитовой штукатурки был подобран на основании тщательного исследования старых образцов. Капители колонн имели многочисленные слои покрасок и отделок, их раскрыли и воссоздали историческое золочение. Специалисты обновили барельефы на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства» на стенах галерей за колоннами на южной и северной сторонах павильона, авторства бригады скульпторов под руководством Георгия Мотовилова. Были отреставрированы гранитный цоколь стилобата с постаментами и трибуной. Общая площадь ремонтных и реставрационных работ фасадов и внешнего декоративного убранства павильона превысила 15 тысяч квадратных метров.

Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

Как восстанавливалась кровля? Откуда в проекте появились световые фонари?

Световые фонари существовали в первоначальном проекте. Они освещали выставочные залы. Помимо люстр, над каждым стеклянным плафоном размещалось несколько световых фонарей. С появлением люминесцентного освещения они утратили свою необходимость. Со временем они стали ветшать, пропускать осадки и их закрыли металлической кровлей. При замене кровли мы их раскрыли. Теперь в новых фонарях предусмотрено даже автоматическое открывание фрамуг для проветривания.

Хотелось бы узнать, какую функцию несут золотые шишки на портиках? Это лишь декоративное украшение?

Скульптурные шишки скрывают воздуховоды цокольного этажа. Это стилизация. Они отлиты из бетона с деталями, покрытыми золотой краской.

Удалось ли сохранить парадные входные группы?

Столярные наполнения оконных проёмов были заменены с сохранением исторической конструкции, габаритов, рисунка расстекловки, профилей калевок. Для соответствия современным требованиям температурно-влажностного режима во внутреннюю нитку остекления окон были установлены стеклопакеты. Входные группы были отреставрированы. Латунные ручки и украшения были отреставрированы и частично воссозданы. Известно, что снопы колосьев на парадных дверях были давно утрачены. Чтобы облегчить вес полотна двери мы их воссоздали из дерева и позолотили. Кстати, возможно по этой причине тяжёлые латунные колосья и демонтировали в своё время.

Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

Чем вдохновлялись архитекторы, проектируя павильон «Центральный»?

Павильон «Центральный», авторства архитекторов Георгия (Юрия) Щуко и Евгения Столярова 1954 года постройки является ярчайшим примером сталинского ампира. Его трёхъярусная композиция, торжественность и стиль отсылают к образам лучших памятников русской классической архитектуры. Общая площадь здания – 9,4 тысячи квадратных метров, высота со шпилем – 97 метров. До 1963 года он носил название №1 «Главный» павильон.

Поскольку документальных свидетельств не сохранилось, мы можем только догадываться, чем вдохновлялись архитекторы. Наиболее вероятно, что одним из прообразов главного павильона выставки послужило здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Отец архитектора павильона, Владимир Щуко (один из авторов здания Библиотеки имени Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве) являлся академиком, видным мастером петербургской неоклассики 1910-х годов (ретроспективизма) и одним из создателей стиля сталинской архитектуры. Его сын от первого брака Георгий (Юрий) Владимирович Щуко родился в 1905 году в Риме. Неудивительно, что свою творческую деятельность он посвятил созданию монументальной, парадной архитектуры. Его авторству принадлежит арка Главного входа в ЦПКиО им. Горького, также он участвовал в проекте нереализованного Дворца Советов.

В концепции павильона №1 «Главный» / «Центральный» ВДНХ Георгий (Юрий) Щуко применил несколько архитектурных приёмов из проекта нереализованного Дворца Советов — пропорции, рассчитанные на восприятие с дальних точек, лаконизм деталей, ступенчатость композиции. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золочёным шпилем со звездой. От главного входа к нему ведёт аллея из 14 гранитных фонтанов. Это характерно для дворцовых ансамблей и придаёт торжественность сооружению.

Экспозиция «Главного» / «Центрального» павильона выставки отображала основные вехи в истории советского государства. Успехи советского народа в индустриализации, сельском хозяйстве, науке и культуре. Для удобного расположения и осмотра была избрана планировка, представляющая собой центральный зал и связанные с ним восемь выставочных. Все девять залов были отделаны искусственным мрамором, украшены скульптурой и живописью, выполненной выдающимися советскими мастерами искусства: А. М. Герасимовым, А. А. Дейнекой, П. П. Соколовым-Скаля, М. Г. Манизером, Е. В. Вучетичем.

Первый зал Октябрьской революции украшают два больших монументальных панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года» и «Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов» авторства П.П. Соколова-Скаля. Сейчас они уже вернулись на свои места из запасников Третьяковки.

Декоративные стенды, картины в позолоченных рамах, красный тон стен и две скульптурные группы «людей Октября»: «Красногвардеец и партизан», «Солдат и матрос» — выражали историческое значение Октябрьской революции в истории СССР.

Посетитель проходил через большой портал в виде триумфальной арки и попадал в великолепный зал «Советской Конституции» высотой 30 метров, расположенный под башней павильона. Отмечу, что аналогичный «Екатерининский» зал Сената в Кремле ниже на один метр. В центре зала сначала располагалась скульптурная группа «Ленин и Сталин» работы З. И. Азгура, затем её сменили огромные знамёна шестнадцати союзных республик. Общую картину формировали четыре живописных полотна в нишах на темы труда, отдыха, выборов и учения, в сочетании со скульптурами счастливых советских людей работы М. Г. Манизера.

Зал имеет круглую форму и перекрыт кессонированным куполом диаметром 25 м, под которым протянулся фриз из знамён и гербов союзных республик, с золочёной цитатой из первого куплета гимна СССР. Венчает купол пятиконечная звезда. Выполнена она из стали, покрашенной бронзовой краской, на металлическом каркасе, прикреплённом к потолку. По рёбрам звезды идёт позолота. В самом куполе изначально запроектировано два контура подсветки. Купол выполнен из бетона. Состояние его было удовлетворительное. Благодаря высоте лепнина и позолота хорошо сохранились. Мы очистили её от пыли и частично докомпоновали.

Основные реставрационные работы выполнялись по восстановлению медальона герба Карело-Финской ССР. На одном из медальонов была наклеена фанерная надпись СССР. Мы предположили, что это демонтированный герб Карело-Финской Республики, сбитый в связи с изменением статуса республики. Основываясь на общей стилистике и официальной иконографии герба, наши специалисты выполнили эскиз медальона.

Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

В круглом зале, в угловых арочных нишах, сохранились четыре экспозиционных стенда – единственные, дошедшие до нашего времени элементы первоначального экспозиционного оформления залов 1954 г. Реставраторы расчистили и законсервировали то, что осталось от экспозиции: маленькую живописную карту электрификации СССР и медальоны. Также были полностью восстановлены лепные фризы арок с фруктовыми мотивами. В конце 60-х годов они были сбиты и выровнены в связи с модой на простые формы.

Постепенно со сменой эпох были демонтированы живописные картины в арках круглого зала «Конституции СССР». Вместо них устанавливались различные стенды с подсветкой, затем грандиозная электрифицированная карта экономического развития СССР. После завершения реставрации и открытия павильона «Центральный» на своё место в круглый зал «Конституции СССР» из Третьяковской галереи вернутся два полотна: «Студенты у нового здания МГУ» авторства Александра Герасимова и «Советский народ имеет право на отдых» Сергея Отрощенко.

С какого зала началась реставрация?

На момент, когда наши реставраторы зашли в павильон, никаких восьми залов не существовало, это были сплошные пустые пространства. Нам предстояло выделить и воссоздать историческую анфиладу залов. Были отреставрированы световые плафоны, колонны из оселкового мрамора. Паркетный пол заменили на более ценные породы. В семидесятые годы двадцатого века в залах было устроено современное освещение из люминесцентных ламп, а классические люстры были демонтированы. Мы смогли определить количество и место расположения этих люстр. Декоративные элементы люстр были воссозданы по фотографиям.

Когда мы приступили к реставрации интерьеров павильона, в нем уже была закончена реставрация масштабного горельефа советского скульптора Евгения Вучетича «Знаменосцу мира — советскому народу слава!». По архивным данным он располагался в зале «СССР в борьбе за мир во всем мире». В 60-е годы власть признала горельеф Вучетича не соответствующим новым требованиям советской эстетики. Его закрыли в рамках борьбы с архитектурными излишествами. В 90-е скульптуру зашили листами фанеры, из-за чего были серьёзно повреждены гипсовые фигуры и основа горельефа. Когда «Центральный» павильон был освобожден от торговых лотков, произведение было вновь обнаружено за фальшь – стеной. Больше года горельеф площадью 90 квадратных метров (высота – около 7 м, ширина – около 13 м., глубина 73 см) реставрировали прямо в павильоне. На нём изображено более 1,5 тысяч человек. На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС, башни Шухова). На первом плане находятся порядка тридцати основных фигур, которые изображают известных советских граждан. Среди них вылеплены реальные передовики производства, известные деятели науки и искусства. Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, возле него нарядно одетая женщина, скорее всего, была вылеплена со знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. А узбек с цветком хлопка справа — дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Перед началом реставрационных работ залов, мы вновь герметично укрыли горельеф фанерным коробом.

Расскажите, пожалуйста, о двух исторических находках, которые теперь претендуют на одно и то же место в зале «Колхозов-Совхозов-МТС».

Зал «Колхозов-Совхозов-МТС» является одним из самых больших в павильоне. Это было связано с особой ролью техники в деле развития сельского хозяйства страны. Страна от ручного труда ударными темпами стремилась перейти к коллективизации и механизации в сельском хозяйстве. Отсюда такое внимание к графикам и картам оснащения техникой территории СССР. «Машинотракторные станции – решающая сила в развитии колхозного производства. Важнейшие опорные пункты в руководстве колхозами со стороны социалистического государства» гласила золотая надпись. Соседний зал «Науки» был посвящен учёным, внесшим вклад в развитие отечественного земледелия и растениеводства, начиная с Дмитрия Менделеева. Не будем забывать, что павильон «Центральный» задумывался, как Главный павильон именно Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Лишь в 1959 г. ВСХВ превратилась в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), на которой стали демонстрировать достижения промышленности.

В 2014 году при обследовании цоколя павильона «Центральный» реставраторы нашли барабан с намотанным живописным холстом. Это оказалось полотно авторства Александра Герасимова, считавшееся утраченным. Самое масштабное полотно размером 6,75 на 11 метров «Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников» было написано коллективом авторов в 1953 году под руководством Александра Герасимова. Картина изображает делегатов II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935 года, на котором было принято решение создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ. Живописный холст провисел в зале «Колхозов-Совхозов-МТС» лишь пару месяцев ещё до официального открытия, широкой публике он не демонстрировался. Затем поступило распоряжение на месте живописного полотна изобразить монументальную карту СССР. В рамках развенчания культа личности Сталина картина подлежала уничтожению, но кто-то спрятал её в подвале.

Самое значимое открытие в интерьерах памятника, напрямую связанное с обнаруженным в 2014-м году живописным полотном Герасимова, было сделано нами уже в процессе проведения ремонтно-реставрационных работ на центральном участке наружной юго-западной стены зала «Колхозов-Совхозов-МТС». Архитектурно-декоративное убранство данного участка интерьера к моменту начала реставрационных работ было полностью утрачено, а авторские штукатурные поверхности скрыты под ремонтными отделочными слоями. Согласно фотофиксации интерьеров 1954 года, имевшейся в нашем распоряжении, на этапе проведения комплексных научных исследований, здесь находился монументальный портик, аналогичный в деталях и габаритах сохранившемуся портику на противоположной, северо-восточной стене зала. Четыре круглых полуколонны портика были расположены попарно по краям антаблемента. Между сдвоенными полуколоннами, на гладком, оформленном прямоугольными филенками цоколе, находилось монументальное панно изображавшее карту СССР, слега выступающую из плоскости стены, на ровном золотом фоне. Поверх карты был укреплен график роста числа машинно-тракторных станций с 1929 по 1954 годы, а над самой картой располагалась рельефная надпись идеологического содержания. Обрамляла панно лепная позолоченная прямоугольная рама, украшенная иониками и порезками.

Пробные послойные раскрытия красочных слоев, выполненные на стене в рамках предварительных натурных исследований, выявили, что в нижних красочных слоях находится слой тонкой листвой латуни (потали), нанесённый на подготовку из масляно-алкидного лака и атрибутированный на тот момент как авторский фон утраченной географической карты СССР.

Однако, при проведении расчисток штукатурных поверхностей стены от ремонтных покрасок были обнаружены несколько фрагментов живописи, выполненной в технике письма масляно-клеевыми красками поверх обнаруженного ранее слоя потали. Далее художниками-реставраторами по монументальной живописи было выполнено удаление ремонтных покрасок и шпаклёвок по всему предполагаемому участку расположения утраченного панно, в результате чего выявились чёткие контуры сбитой географической карты СССР и рельефной надписи – выполненных, как оказалось, из штукатурного раствора – в окружении хорошо сохранившегося живописного фона с изображениями условных сцен из жизни народного хозяйства страны.

Факт наличия какой-либо живописи, к тому же жанровой тематики, на вышеописанном панно не был установлен ранее ни по одному архивному библиографическому или иконографическому источнику. Но вскоре после проведения раскрытий, в путеводителе по ВСХВ за 1958 год была нами найдена небольшая фотография интерьера зала «Колхозов-Совхозов-МТС», на которой угадываются контуры и детали обнаруженных сюжетов. Благодаря этому было установлено, что золотой фон вокруг карты был расписан уже после открытия Центрального павильона 1954-м году, - вероятнее всего – в 1957-58 гг.- в связи со сменой общей экспозиционной тематики.

Отмечу, что наш проект реставрации павильона №1 «Центральный» предполагает воссоздание объекта именно на момент его открытия в 1954 году. В связи с этим нами учитывалась реставрация именно монументальной карты СССР.

Коллизию с найденным полотном Александра Герасимова предстоит теперь решать руководству Третьяковской галереи, поскольку павильон передан под её экспозиционную деятельность. Живописное полотно уже несколько лет реставрируется. Мы не знаем, будет ли эта картина выставляться в зале «Колхозов-Совхозов-МТС» павильона «Центральный» или в другом павильоне в связи с её большими размерами. Очевидно только одно, что занять своё предполагаемое место она уже не может, так как пострадает живопись карты СССР, которая также признана памятником культуры.

Правильно ли я понимаю, что современники недолго наслаждались первоначальным вариантом богатых интерьеров и задумкой архитекторов павильона №1 «Центральный»? Исторический ход событий потребовал быстрых перемен в интерьерах?

Менялась страна и с ней должен был развиваться интерьер «Главного» павильона выставки. В 1959 г., когда ВСХВ превратилась в Выставку достижений народного хозяйства СССР, экспозиция «Главного» павильона стала больше демонстрировать достижения промышленности. В период «оттепели» сталинский классицизм утратил свою актуальность, появилась новая мода и архитектура. Многочисленные кованые люстры уступили место новомодному люминесцентному освещению. Экспозиционные стенды стали более современными, появились лайтбоксы. Были сбиты и выровнены лепные фризы арок. Самой значительной вехой в истории павильона стала экспозиция 1967 года, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции. Главным символом экспозиции стала грандиозная электрифицированная карта экономического развития СССР, размещенная в зале «Советской Конституции». Все арки и ниши от пола до гербов республик под куполом были закрыты панелями. На этой поверхности располагалась подсвеченная карта СССР площадью 300 квадратных метров.

В конце 80-х в бывшем зале «СССР в борьбе за мир во всём мире» разместилась экспозиция «Государственная автоматизированная система научно-технической информации» с интерактивным доступом в электронные банки данных отраслевых институтов. Специалисты могли через модем получать удаленно информацию по интересующей их теме — аннотации научных статей, монографий, диссертаций по всем отраслям. Горельеф авторства Евгения Вучетича к этому времени уже был скрыт от посетителей. Очевидно, что в век электроники и кибернетики для современников он казался старомодным.

Изначально по замыслу архитекторов с каждой стороны главного фасада павильона гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин (скульптор П. Яцыно), справа Иосиф Сталин (скульптор А. Кибальников). После разоблачения культа личности Сталина его скульптуру демонтировали в 1961 году. Скульптуру Ленина, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, разместили в центре круглого зала «Советской Конституции». Затем к столетнему юбилею Ленина, её установили на постамент перед павильоном, где она находится до сих пор. Это типовой памятник, его копии можно было увидеть возле Академии Тимирязева и на Киевском вокзале.

Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж
Руководитель отдела разработки реставрационных решений рассказал о завершении работ в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ | Фоторепортаж

Каким предстанет перед посетителями павильон №1 «Центральный» после реставрации?

Осталось мало людей помнящих, как выглядел павильон «Центральный» в день своего открытия в 1954 году. Обновлённый павильон станет своего рода машиной времени, которая позволит перенестись в середину пятидесятых годов прошлого века и познакомиться с одним из самых ярких образцов сталинского ампира во всём его величии. Главный павильон выставки всем своим убранством и архитектурой был призван впечатлять воображение посетителей, уверен, что и спустя столько лет он не оставит никого равнодушным. Тем более, что в нём теперь разместят постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи, посвящённую эпохе соцреализма.

Фотографии: П. Ланцов; архив компании «ГОРКА».